kratir.ru

Элементы почтовой марки — совокупность внешних признаков, отличающих почтовую марку как легитимный знак почтовой оплаты (ЗПО).

kratir.ruОсновные элементы прописаны в документах Всемирного почтового союза (ВПС) и приняты мировым сообществом как обязательные, этими документами руководствуются все страны — члены ВПС в рамках своей эмиссионной политики при выпуске марок.

Таким образом, ЗПО официальных эмитентов принципиально отличаются от многих марок-предшественниц, непочтовых марок и прочих видов марок-синдерелл.

Основные элементы

Среди непременных характеристик почтовых марок в специализированной литературе указываются следующие:

  • обозначение государства-эмитента (почтовой администрации), имеющей официальное представительство в ВПС;
  • указание тем или иным способом номинала, определяющего франкировальную силу;
  • возможность наклеивания на почтовые отправления;
  • возможность почтового гашения для недопущения повторного использования.

Все прочие виды маркоподобных миниатюр, не сочетающие такие признаки, юридически и филателистически почтовыми марками не являются. Термин «фауна на марках» защищён действующей Всемирной почтовой конвенцией.

В настоящее время названия государств на марках дублируются латиницей и даются по возможности в своих кратких формах, но полностью, и у современных марок проблема узнаваемости решилась. Единственным исключением из общего правила являются почтовые эмиссии Великобритании.

Как стране, выпустившей первую в мире марку («Чёрный пенни», 1840), ей и только ей с 1874 года решением ВПС разрешено, сохраняя сложившуюся традицию, обозначать принадлежность почтовых марок не текстом, а только графически, с помощью портрета монарха.

kratir.ruВ классический период развития филателии до учреждения ВПС (1874) и организации регулярной международной почтовой связи не существовало выраженной необходимости указывать страну-эмитента понятным за рубежом способом.

Текстовое обозначение было обычным для местных марок и марок колониальных владений, где это имело практический смысл как способ разграничения зон ответственности почтовых администраций одной метрополии.

Многие же европейские страны (Бельгия, Испания и др.) практиковали как идентификатор изображения своих монархов, некоторые другие (Папская область, Норвегия, Российская империя и др.) считали достаточным государственный герб или даже только указание своей почтовой службы.