развитие IT-технологий
Интернет и компьютерные технологии

Развитие IT-технологий

 

Развитие IT-технологий и массовое распространение мобильных устройств позволили сформировать новый рынок — рынок мобильных приложений (МП). Мобильные приложения являются одним из главных трендов последних лет в сфере IT. развитие IT-технологийРастет количество разработчиков, увеличивается количество приложений и пользователей, а также все больше и больше компаний понимают необходимость создания собственных приложений для повышения конкурентоспособности. На рисунке 1 показан график доли пользователей мобильного интернета.

Такой динамичный рост мобильных пользователей, а также постоянное развитие технологий указывают на то, что российский (как и мировой) рынок мобильных приложений находится в фазе активного роста. Это один из наиболее перспективных рынков, который открывает широкие возможности для IT-компаний.

Прежде всего, необходимо определить само понятие «мобильное приложение». «Мобильное приложение» – это специально разработанное приложение под конкретную мобильную платформу (iOS, Android, Windows Phone).

Многие мобильные приложения предустановлены на самом устройстве или могут быть загружены на него из онлайновых магазинов приложений, таких как App Store, Google play market, Windows Phone Store, Яндекс.store – и других, бесплатно или за плату. Мобильные приложения распространяются призваны облегчить жизнь пользователей мобильных устройств, а также ее разнообразить.

На данный момент к компаниям в самых разных сферах деятельности приходит осознание того, что в ближайшем будущем разработка мобильных приложений будет необходима. По данным, опубликованным компанией «Яндекс»  в ежегодном исследовании «Развитие интернета в регионах России» за 2016 год, 83 миллиона россиян старше 12 лет постоянно пользуются интернетом, более 60 миллионов выходят в сеть каждый день (осень 2015).

Из них 84% пользуются мобильным интернетом хотя бы 1 раз в месяц. Такой динамичный прирост мобильных пользователей и тенденция клиентоориентированных стратегий ведения бизнеса должны заставлять собственников и управленцев думать о развитии нового коммуникационного инструмента – брендированного мобильного приложения.

Мобильное приложение обладает рядом преимуществ по сравнению с мобильной версией сайта: 

  • более удобный и понятный интерфейс;
  • постоянная коммуникация с пользователем;
  • геолокация;
  • наиболее точный сбор данных о целевой аудитории.

Рынок мобильных приложений сформировался относительно недавно. Датой появления рынка мобильных приложений принято считать запуск Apple AppStore 10 июля 2008 года. Вскоре после этого, в октябре 2008, был запущен Android Market, а после него магазины приложений других ОС и производителей мобильных устройств. К настоящему моменту для рынка мобильных приложений уже сформировались ключевые игроки.

Аналитическая компания J’son &Parthers Consulting выделяет в своем исследовании 2013 года следующих игроков рынка мобильных приложений:

  • пользователи;
  • магазины приложений (AppStore, PlayMarket, Yandex.Store, MTS.Store);
  • разработчики приложений;
  • операторы связи; рекламные площадки.
  • Распространение мобильного интернета;
  • Продажи мобильных устройств;
  • Совершенствование технологий разработки мобильных приложений;
  •  Развитие электронной коммерции.

Барьерами роста для рынка мобильных приложений в России останутся низкая осведомленность пользователей, боязнь оплаты через интернет, боязнь инноваций. В Калининградской области рынок мобильных приложений только начинает развиваться. На данный момент в регионе существует несколько компаний занимающихся разработкой мобильных приложений на заказ (KODE, Cibirlan Studio, iQuatro, CodyArt, КенигАрт).

Также есть крупные игроки российского и мирового рынка ПО, которые разрабатывают собственные мобильные приложения, как отдельный продукт и/или дополнение основного продукта (WSM Group, 1C Битрикс, Системные технологии). Также в регионе достаточно популярна разработка игр (мобильных в том числе). Разработкой игр занимаются – KranxProductions, G5 Entertainment, Хирокрафт, DailyMagicProductions и другие компании.

Кроме этого существует большое количество web-студий и интернет-маркетинговых агентств, которые постепенно переходят к разработке и продвижению мобильных приложений. Помимо этого, регион обладает большим ресурсом дизайнеров, программистов, маркетологов, которые работают самостоятельно или удаленно. Несмотря на большой потенциал для развития, рынок мобильных приложений в Калининграде не насыщен. По запросу «Калининград» магазин приложений «PlayMarket» выдает 240 приложений.

развитие IT-технологийАнализ приложений «PlayMarket» показал, что в основном это приложения по заказу такси и доставки еды. Большая часть приложений разработана всероссийскими сетями. Есть несколько новостных приложений, но они не выдерживают конкуренции с российскими и мировыми приложениями, а также с местными пабликами (группами в социальных сетях). Приложений о культуре и истории региона очень мало, и они не продвигаются.

Практически отсутствуют приложения сферы досуга (театр, местные мероприятия). Полностью отсутствуют приложения сегмента G2C (Government-to-Client), такие как запись на прием в поликлинику, налоговую и т.д. Количество загрузок (пользователей) одного приложения не превышает.

Приложения разработаны в основном не местными разработчиками, а крупными игроками рынка или независимыми разработчиками. Магазин приложений для платформы iOS “AppStore” показывает еще более печальную картину. Всего 17 приложений, в то время как аудитория обладателей устройств марки Apple считается одной из наиболее платежеспособных. В основном это приложения для навигации и карты.